Пшуковы

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ

Приведенная в этой книге небольшая подборка документов и фактов из архива ЦГА КБР, а также из исторических книг, является попыткой поставить ряд вопросов в изучении родословия Пшуковых.

Ни в коей мере не претендуя на бесспорность, автор надеется пробудить интерес к изучению прошлого у всех, кто носит эту фамилию. И не только эту. Надеюсь также, что появление данной работы сыграет положительную роль в восстановлении и укреп­лении родственных отношений. И самое главное - поможет осознать, что в единстве сила фамилии и всей нации.

Наш род придает изучению своих корней большое значение, в этом направлении мы делаем только первые шаги. Род провел два объединительных съезда, где основной упор был сделан на поиск и восстановление родственных связей, перепись всех Пшуковых, проживающих в КБР, на планирование различных мероприятий.

Можем точно сказать: сегодня нашу фамилию носит около 300 семей, что составляет 1200-1300 человек. В одном только Карагаче проживают 100 семей, связанных кровными узами, в Куркужине- более 50 семей, в Верхнем Акбаше- 16, в Нальчи­ке - более 40.

Пшуковы живут в 32 населенных пунктах КБР. В республике найдется немного фамилий, с которыми у нас нет родственных отношений.

Фамилию «Пшуков» некогда носили и Хашпаковы. каких не­мало в республике. У нас имеется родовая тамга (герб), почти одинаковая во всех населенных пунктах. Мы изучаем ее сходство с тамгами других адыгских - и не только адыгских - фамилий. Некоторые совпадения видятся неслучайными.

Мы ведем поиск того, в какое время и каким образом родилась фамилия. Изучаем биографии отдельных личностей. Среди них Астемир Пшуков - активный участник гражданской войны, Инал Пшуков - председатель потребкооперации республики. Нельзя не вспомнить Жамбота Пшукова - мастера спорта международного класса, названного Зауром Налоевым «современным Андемирканом». Эти люди внесли заметный вклад в историю фамилии и нации, на их примере смело можно воспитывать молодежь.

Также мы изучаем историю отдельных населенных пунктов, где компактно проживали Пшуковы.

Следует внести ясность в разночтение фамилии: «Пшуков» в русской транскрипции и «Пщыук1» - в кабардинской. Если открыть справочник фамилий, проживающих в кабардинских селениях, то можно найти варианты «Пщыук1», «Пщыкъуэ», «Пщук1». Такое разночтение встречается даже в одном селении, где все представи­тели фамилии являются кровными родственниками. То же самое можно встретить в работах современных историков.

Побывав во всех 32 селениях и переговорив со многими из ро­да Пшуковых, я убедился, что такое свободное толкование не имеет оснований. В последнее время были организованы встречи рода Пшуковых в селениях Малка, Карагач. Старейшины едино­душно подтверждают, что есть только одна фамилия: «Пщыук1». Солидарны они и в том, что в далеком прошлом произошли от 5 (или 7) родных братьев, волею судьбы разбросанных по разным населенным пунктам Кабарды.

В подворной переписи населения Кабарды 1886 г. указано, что Пшуковы проживали в аулах Ашабова, Астемирова, Иналова, Конова-Абзеванова.

Круг еще более сужается, если обратиться к более ранним до­кументам. В книге С. Бейтуганова «Кабарда в фамилиях» имеется список тех, кто пожелал вернуться в Кабарду из района Георгиевска. Кстати, об этом факте помнят старики рода, естественно, по рассказам своих старших. Любопытно в этом документе то, что переселенцам было поставлено условие обязательного раселения в разных аулах - куда укажут представители власти.

Среди прочих фамилий в этом документе указаны и Пшуковы. Одним следовало поселиться в аулах Ашабова, Кокова, Иналова. Другим было предписано переселиться в Малую Кабарду. Воз­можно, что это было началом расселения Пшуковых в разных концах Кабарды.

Первые упоминания фамилии Пшуковых в документах отно­сятся к периоду 1770-1790 гг., то есть к моменту строительства крепости Моздок и оборонительной линии. Именно в этот период происходят массовые переселения в знак протеста против строи­тельства Кавказской линии.

Однако еще раньше был известен факт переселения кабар­динцев из района реки Кумы. При этом становится понятным, почему бабуковцы пожелали переселиться именно сюда.

Л. Я. Люлье приводит интересные данные о том, что фамилия «Пшиук» встречается у племени гоайя, обитавшего в Причер­номорье по соседству с шапсугами, натухайцами и впоследствии слившегося с натухайцами. Если язык гоайя совпадал с кабардин­ским, то это слово означает конкретное действие: убийца князя.

Некоторые из историков ссылаются на устные предания: кто-то из рода когда-то имел конфликт на бытовой основе, и в результате убийства пришлось переселиться в другие места. Выглядит вполне правдоподобно, такие случаи у народов Северного Кавказа случа­лись нередко. Если учесть, что черкесы были точны в определении имени, прозвищ, то нет сомнений в том, что фамилия появилась не случайно. Ведь она означает конкретное событие. Нет сомнений и в том, что ранее наши предки носили другую фамилию.

Разумеется, это всего лишь гипотезы, предположения. Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать долго и терпе­ливо. И возможно, не одному поколению.

И тогда это будет еще одной страничкой в истории Кабарды, малоизученной в национальном масштабе и совсем неизвестной в масштабе одной фамилии.

«Дорогу осилит идущий» - гласит мудрейшая пословица.

Выше, исходя из документов русской летописи 1767-1770 гг., было сказано о времени появления Пщыуке-Пшуков-Пшуко. В те годы жители Бабукова (Сармаково), протестуя против строи­тельства Кавказской оборонительной линии, и прежде всего кре­пости Моздок, решили покинуть пределы Кабарды и пересе­литься в район Геогиевска на реке Гум. В архивах ЦГА КБР имеются списки переселенцев, в которых указаны и Пшуковы.

Однако найден документ, датированный 1639 г., где упомина­ется об уздене Пшуко у князя Алегуко Шогенукова (Казиевой фамилии).

Сказано там следующее: «...2 июня 1639 послы русского царя выехали из Москвы и прибыли в Алегукино Кабарду или Б. Кабарду 2 октября 1639 г.».

В своей жалобе на Ф. Елчина царю П. Захарьев пишет: «Ок­тября в 5 де (т. е. 5 октября) пришли к Алегукину брату Хапуке и Хапуко. Государь велел нас проводить узденю своему Пшуке прямою дорогою на Сони в Дидьянскую землю. А от Хапуки до Сонской земли, т. е. Грузию, три дня ходу. Через Донгуз-Орун, сравнительно легкий перевал, пришли в Сванетию и далее в Мигремлию к Грузинскому царю Левантию, т. е. Левантию II».

Обратно они шли той же дорогой, но уже через год, 8 июня 1640 г., вернулись в Кабарду. Можно с определенной уверенно­стью сказать, что логичнее всего было поручить встречать послов уже знакомому Пшуко.

Но нам интересен сам факт, что в 1639 г. жил уздень по фами­лии (или имени) Пшуко, который скорее всего мог быть родона­чальником (одним из них) фамилии Пшуко, Пшуков, Пщыуке. Тогда фамилия, получается, существует более 360 лет.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий